МБОУ "Никифоровская СОШ №1 имени Героя РФ А.С.Досягаева"
р.п.Дмитриевка Никифоровского муниципального округа Тамбовской области
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:

    • персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    • обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    • защищенная законом интеллектуальная собственность.

    Памятка для обучающихся начальной школы

    1. Пункт 1 - Всегда спрашивайте родителей о незнакомых вещах в интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.
    2. Пункт 2 - Прежде чем начать дружить с кем-то в интернете, спросите у родителей как безопасно общаться.
    3. Пункт 3 - Никогда не рассказывайте о себе незнакомым людям. Где вы живете, в какой школе учитесь, номер телефона должны знать только ваши друзья и семья.
    4. Пункт 4 - Не отправляйте фотографии людям, которых вы не знаете. Не надо чтобы незнакомые люди видели ваши личные фотографии.
    5. Пункт 5 - Не встречайтесь без родителей с людьми из интернета вживую. В интернете многие люди рассказывают о себе неправду.
    6. Пункт 6 - Общаясь в интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека.
    7. Пункт  7 - Если вас кто-то расстроил или обидел, обязательно расскажите родителям.

    Детские безопасные сайты

    • http://i-deti.org/ — Портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы.


      http://dotdeti.ru/ — Фонд «Разумный интернет», развитие в России детского интернета и поддержкой гуманитарных проектов во всемирной сети.


      http://www.gogul.tv/ — Федеральная программа безопасного детского интернета «Гогуль».


      http://сетевичок.рф/ — Твой главный советчик в сети. Здесь ты можешь узнать о безопасности в сети понятным и доступным языком, а при возникновении критической ситуации обратиться за советом.


      www.e-parta.ru — Информационно-познавательный портал для подростков.


      http://detskieradosti.ru/ — Детские радости: сайт, где родители найдут своим детям много веселых и увлекательных развлечений в онлайн режиме, а также скачают интересный материал.


      http://www.solnet.ee/ — Солнышко: Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов.


      http://www.leon4ik.com/ — Leon4ik: Портал для детей и родителей,воспитателей детских садов.Методическиематериалы,учебныепособия,статьи и заметки для родителей и воспитателей,мультфильмы,сказки,стихи,раскраски,обучающаялитература,авторские творения и многое другое.


      http://uotika.ru/ — В гостях у Отика: Новый сайт для детей и подростков с роботом Отиком. Он специально создан чтобы отвечать на ваши вопросы, общаться с вами в режиме онлайн. Заходите к роботу Отику, скучно не будет. А то, что на сайте есть различные разделы, полезные и интересные, робот Отик держит в секрете от взрослых. А зачем об этом рассказывать, сайт ведь для детей!


      http://ukrrabbit.moy.su/ — Живая планета-зоопортал.


      http://www.babylessons.ru/ — Детские развивающие игры, уроки, поделки.


      http://baby.oxid.ru/ -Детские MP3, афиша, стихи, песенки, сказки.


      http://1001skazka.com/— Коллекция сказок.


      http://www.lukoshko.net/ — Лукошко сказок — Детская электронная библиотека — детские сказки, рассказы, стихи и песни. Бесплатные электронные книги для детей.


      http://www.deti.religiousbook.org.ua/ — Детская страничка: Детям о Вселенной, планете Земля, растениях и животных.


      http://umfo.ru/ — Молодежно-развлекательный форум.


      http://predkov.net/— Форум для детей и подростков. Игры и развлечения на форуме. Общение детей со всего света.


      http://detstvo.ru/ — Сайт для детей мам и пап.


      http://www.igra-internet.ru/» — Онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им».


      http://www.safe-internet.ru/ — Сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.


      http://www.fid.su/projects/deti-v-internete — Сайт Фонда Развития Интернет.


      http://content-filtering.ru/ — Сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.


      http://www.ligainternet.ru/ — Лига безопасного Интернета.


      http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx — Сайт Центра безопасности Майкрософт.


      http://www.saferunet.org/children/ — Центр безопасности Интернета в России.

    Родителям

    • " Ребенок дома, за компьютером - значит, все в порядке, он в безопасности ". Так считают многие родители. И ошибаются. 

      Детей эры поисковых систем и социальных сетей опасности подстерегают не только на улице.

      Через мониторы компьютеров угроз на них обрушивается отнюдь не меньше. 

      Возможные опасности, с которыми сопряжен доступ детей к Интернету Неприемлемые материалы.

      В Интернете ребенок может столкнуться с материалами, побуждающими к совершению опасных либо незаконных действий.

      Ребенка могут обманным путем узнать номер вашей кредитной карточки. Детей и даже подростков могут уговорить сообщить, сведения личного характера, такие как имя и фамилия ребенка, его адрес, возраст, пол, и информация о семье могут легко стать известными злоумышленнику. 

      Родительский контроль это название специальных программ, которые позволяют настроить параметры работы определённого пользователя за компьютером. В частности, можно запретить доступ к сайтам определённого содержания, ограничить время работы за компьютером и т.д. 

      Поощряйте детей делиться с вами их опытом в Интернете. Посещайте Сеть вместе с детьми. Научите детей доверять интуиции. Если их в Интернете что - либо беспокоит, им следует сообщить об этом вам. Объясните детям, что разница между правильным и неправильным одинакова : как в и Интернете, так и в реальной жизни. 

    • 1 опасность - утрата денег, конфидициальной информации;
    • 2 опасность - компьютерная зависимость (игромания);
    • 3 опасность - нежелательное содержание сайтов, незнакомцы, выдающие себя за друзей

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

    2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

    5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

    6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

    7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

    8. оправдывающая противоправное поведение;

    9. содержащая нецензурную брань;

    10. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Общие правила для родителей

    1. Независимо от возраста ребенка используйте программное обеспечение, помогающее фильтровать и контролировать информацию, но не полагайтесь полностью на него. Ваше внимание к ребенку - главный метод защиты.

    2. Если Ваш ребенок имеет аккаунт на одном из социальных сервисов (LiveJournal, blogs.mail.ru, vkontakte.ru и т.п.), внимательно изучите, какую информацию помещают его участники в своих профилях и блогах, включая фотографии и видео.

    3. Проверьте, с какими другими сайтами связан социальный сервис Вашего ребенка. Странички Вашего ребенка могут быть безопасными, но могут и содержать ссылки на нежелательные и опасные сайты (например, порносайт, или сайт, на котором друг упоминает номер сотового телефона Вашего ребенка или Ваш домашний адрес)

    4. Поощряйте Ваших детей сообщать обо всем странном или отталкивающем и не слишком остро реагируйте, когда они это делают (из-за опасения потерять доступ к Интернету дети не говорят родителям о проблемах, а также могут начать использовать Интернет вне дома и школы).

    5. Будьте в курсе сетевой жизни Вашего ребенка. Интересуйтесь, кто их друзья в Интернет так же, как интересуетесь реальными друзьями.

    Педагогам

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.
    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.
    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).
    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.
    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.
    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.
    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.
    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.
    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.
    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.
    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.
    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.
    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.
    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.
    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.
    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.
    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

    1. Объясните учащимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети.

    2. Совместно с учащимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете.

    3. Приучайте несовершеннолетних уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав.

    4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих учеников, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей.

    5. Научите учеников внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов.

    6. Обеспечьте профилактику интернет-зависимости учащихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной.

    7. Периодически совместно с учащимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений.

    8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с учащимися и их родителями психолога, социального педагога.

    9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления.

    10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения.

    11. Станьте примером для своих учеников. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей.

    Фишинг или кража личных данных

    Фишинг или кража личных данных

    Главная цель фишинг - вида Интернет-мошенничества, состоит в получении конфиденциальных данных пользователей — логинов и паролей. На английском языке phishing читается как фишинг (от fishing — рыбная ловля, password — пароль).
    Основные советы по борьбе с фишингом:
    1.    Следи за своим аккаунтом. Если ты подозреваешь, что твоя анкета была взломана, то необходимо заблокировать ее и сообщить администраторам ресурса об этом как можно скорее;
    2.    Используй безопасные веб-сайты, в том числе, интернет-магазинов и поисковых систем;
    3.    Используй сложные и разные пароли. Таким образом, если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному твоему профилю в сети, а не ко всем;
    4.    Если тебя взломали, то необходимо предупредить всех своих знакомых, которые добавлены у тебя в друзьях, о том, что тебя взломали и, возможно, от твоего имени будет рассылаться спам и ссылки на фишинговые сайты;
    5.    Установи надежный пароль (PIN) на мобильный телефон;
    6.    Отключи сохранение пароля в браузере;
    7.    Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы.

    Мобильный телефон

    Современные смартфоны и планшеты содержат в себе вполне взрослый функционал, и теперь они могут конкурировать со стационарными компьютерами. Однако, средств защиты для подобных устройств пока очень мало. Тестирование и поиск уязвимостей в них происходит не так интенсивно, как для ПК, то же самое касается и мобильных приложений.
    Современные мобильные браузеры уже практически догнали настольные аналоги, однако расширение функционала влечет за собой большую сложность и меньшую защищенность.
    Далеко не все производители выпускают обновления, закрывающие критические уязвимости для своих устройств.
    Основные советы для безопасности мобильного телефона:
    1.    Будь осторожен, ведь когда тебе предлагают бесплатный контент, в нем могут быть скрыты какие-то платные услуги;
    2.    Думай, прежде чем отправить SMS, фото или видео. Ты точно знаешь, где они будут в конечном итоге?
    3.    Необходимо обновлять операционную систему твоего смартфона;
    4.    Используй антивирусные программы для мобильных телефонов;
    5.    Не загружай приложения от неизвестного источника, ведь они могут содержать вредоносное программное обеспечение;
    6.    После того как ты выйдешь с сайта, где вводил личную информацию, зайди в настройки браузера и удали cookies;
    7.    Периодически проверяй какие платные услуги активированы на твоем номере;
    8.    Давай свой номер мобильного телефона только людям, которых ты знаешь и кому доверяешь;
    9.    Bluetooth должен быть выключен, когда ты им не пользуешься. Не забывай иногда проверять это

    Кибербуллинг или виртуальное издевательство

    Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
    Основные советы по борьбе с кибербуллингом:
    1.    Не бросайся в бой. Лучший способ: посоветоваться как себя вести и, если нет того, к кому можно обратиться, то вначале успокоиться. Если ты начнешь отвечать оскорблениями на оскорбления, то только еще больше разожжешь конфликт;
    2.    Управляй своей киберрепутацией;
    3.    Анонимность в сети мнимая. Существуют способы выяснить, кто стоит за анонимным аккаунтом;
    4.    Не стоит вести хулиганский образ виртуальной жизни. Интернет фиксирует все твои действия и сохраняет их. Удалить их будет крайне затруднительно;
    5.    Веди себя вежливо;
    6.    Игнорируй единичный негатив. Одноразовые оскорбительные сообщения лучше игнорировать. Обычно агрессия прекращается на начальной стадии;
    7.    Бан агрессора. В программах обмена мгновенными сообщениями, в социальных сетях есть возможность блокировки отправки сообщений с определенных адресов;
    8.    Если ты свидетель кибербуллинга. Твои действия: выступить против преследователя, показать ему, что его действия оцениваются негативно, поддержать жертву, которой нужна психологическая помощь, сообщить взрослым о факте агрессивного поведения в сети.

    Электронная почта

    • Электронная почта — это технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений, которые распределяются в компьютерной сети. Обычно электронный почтовый ящик выглядит следующим образом: имя_пользователя@имя_домена. Также кроме передачи простого текста, имеется возможность передавать файлы.
      Основные советы по безопасной работе с электронной почтой:
      1.    Надо выбрать правильный почтовый сервис. В Интернете есть огромный выбор бесплатных почтовых сервисов, однако лучше доверять тем, кого знаешь и кто первый в рейтинге;
      2.    Не указывай в личной почте личную информацию. Например, лучше выбрать «музыкальный_фанат@» или «рок2013» вместо «тема13»;
      3.    Используй двухэтапную авторизацию. Это когда помимо пароля нужно вводить код, присылаемый по SMS;
      4.    Выбери сложный пароль. Для каждого почтового ящика должен быть свой надежный, устойчивый к взлому пароль;
      5.    Если есть возможность написать самому свой личный вопрос, используй эту возможность;
      6.    Используй несколько почтовых ящиков. Первый для частной переписки с адресатами, которым ты доверяешь. Это электронный адрес не надо использовать при регистрации на форумах и сайтах;
      7.    Не открывай файлы и другие вложения в письмах даже если они пришли от твоих друзей. Лучше уточни у них, отправляли ли они тебе эти файлы;
      8.    После окончания работы на почтовом сервисе перед закрытием вкладки с сайтом не забудь нажать на «Выйти».
    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie